Chevrolet Corvette — двухместный спортивный двухдверный заднеприводный легковой автомобиль, выпускаемый под маркой Шевроле компанией General Motors (Дженерал Моторс), США с 1953 год.
В наши дни автомобили Шевроле Корветт собираются на заводах General Motors в городах Боулинг Грин, штат Кентукки (основной завод), Флинт, штат Мичиган и Сент-Луис, штат Миссури. Автомобиль является первым американским спортивным автомобилем, созданным американским производителем. В городе Боулинг Грин существует Национальный музей автомобилей марки Корветт. Начиная с 1953 года Шевроле Корветт пережил несколько поколений.
С1 (1953—1962)
На выставке Motorama в 1953 году был представлен совершенно новый для Америки автомобиль — двухдверное купе Chevrolet Corvette. Он получил лёгкий стеклопластиковый кузов на металлическом каркасе, смонтированный на мощной раме, рядный шестицилиндровый мотор объёмом 3.9 л и мощностью 150 л. с. (по тем временам это было вполне достаточно) и двухступенчатую автоматическую коробку передач Powerglide. Но этот вариант C1, что называется, «не пошёл» — было построено всего 300 экземпляров (поэтому он ОЧЕНЬ редок в наши дни!), все окрашивались в белый цвет. И не знали бы мы Corvette, если бы не… Впрочем, обо всём по порядку. На фото мы видим Corvette 1958 модельного года — этот вариант был не в пример удачнее предыдущего — с 1956 по 1962 год выпущено 69 015 таких машин. В чём же причина такого успеха по сравнению с предшественником? Дело в том, что этот Corvette получился на редкость удачной машиной. И главная заслуга в этом принадлежит нашему соотечественнику, знаменитому автогонщику, Зоре Аркусу-Дантову. Именно он адаптировал для Corvette новейший мотор семейства Small Block — 4.3-литровый карбюраторный V8, а также 3-ступенчатую механическую коробку передач. А с 1957 года на него начали устанавливать суперсовременный впрысковый V8 объёмом 4,6 л и 4-ступенчатую «механику». В таком виде Corvette стал идеальным спорткаром. Оба варианта выпускались только в кузове родстер.
С2 Sting Ray (1963—1967)
Знаменитый Corvette C2 Sting Ray («Электрический скат»). По мнению многих, это поколение — лучшее за всю историю модели. Что ж, у каждого своё мнение, но машина и вправду великолепная — один дизайн чего стоит! Над С2 работали знаменитые конструкторы Ларри Шинода (создатель Ford Mustang) и Уильям Митчелл. Их стараниями модель получила независимые двухрычажные подвески на поперечных рессорах (эта схема используется на Corvette до сих пор!), неповторимый стиль кузова и мощнейшие моторы V8 семейства Big Block — сначала 425-сильный 6.5-литровый, а затем — 435-сильный объёмом 7 л, оснащённый строенными карбюраторами (Tri Power). C2 выпускался с кузовами купе и кабриолет. Всего же было выпущено 117 964 машин. Прочная рама, на которой был построен C2, в 1963 году натолкнула итальянских дизайнеров из всемирно известного ателье Pininfarina на мысль создать красивейший и, конечно же, по-итальянски изящный Chevrolet Corvette Rondine Pininfarina Coupe. Сейчас подобные авто очень высоко ценятся и могут дать фору многим современным моделям! В 1961 году, перед выводом модели C2 на рынок, интерес публики к нему решено было подогреть концептом Corvette Mako Shark, который впоследствии стал не менее известен, чем оригинальный C2. А в 1963 году была выпущена версия Grand Sport, являющаяся в наше время предметом охоты коллекционеров всего мира. Построенная по секретному проекту Зоры Аркуса-Дантова, она так и не вышла на гоночные трассы всего мира, но в Америке снискала почёт и уважение. Было построено всего 5 экземпляров, оснащённых мотором V8 с четьрьмя (!) карбюраторами Weber объёмом 377 куб. дюймов (6,2 л), развивавшим 550 л. с.
C3 Stingray (1968—1982)
В названии третьего поколения слово Stingray стало писаться слитно. Но это не главное. Главное в этой машине — дизайн! Третий Corvette основан на концепте Mako Shark II 1965 года. Созданный Дэвидом Холлзом облик просто великолепен! Мускулистые подштамповки, сложная пластика бортов — эта машина и сейчас одна из самых красивых! Кстати, при создании этой самой пластики Дэвид Холлз вдохновлялся не чем-нибудь, а… приталенной бутылочкой от «Кока-Колы» (автор дизайна — Рэймонд Лоуи, прославившийся также в качестве автомобильного дизайнера)! На фоне дизайна уже как-то забываешь о технической части, но всё же стоит рассказать и о ней. Машина имела такие же подвески, как и С2, и моторы сначала тоже были такими же. Но в 1969 году появился новейший Small Block объёмом 5,7 л (300 л. с.), а позже — Big Block (7 л, 390 л. с.). Однако в 1972 году данные двигатели теперь указывались по новым стандартам, и самый мощный 7.4-литровый мотор стал развивать «всего» 270 л. с. А с введением новых налогов на топливо ушли в прошлое огромные многолитровые Big Block. Так что теперь Corvette мог претендовать максимум на 205 л. с. «маленького блока». Да ещё с производства сняли версию с кузовом кабриолет… Но всё же С3 оставался очень удачным спорткаром, свидетельством тому — объёмы выпуска: произведено аж 542 861 С3, так что это — самый популярный Corvette. Также была выпущена особая версия Corvette ZL1 (специально для гонок). Мотор этой версии выдавал 430 л. с., но легко форсировался вплоть до 600 с лишним. А изображённый на фото экземпляр принадлежит к ограниченной серии 25th anniversary, выпущенной в цвете серебряный металлик к 25-летию первого Corvette.
C4 (1983—1996)
Четвёртый Corvette не был столь выдающимся внешне, как предыдущее поколение, зато обладал выдающейся аэродинамикой и был очень продуман технически. Но… в связи с новой системой налогов на мощность ушли в прошлое огромные многолитровые Big Block. Теперь Corvette мог претендовать максимум на 230 л. с. нового 5.7-литрового мотора. Это, конечно, не шло ни в какое сравнение с 300—390 силами С3-го. Но, обладая, тем не менее, выдающимися качествами, четвёртый Chevrolet Corvette не посрамил своих предшественников. А в 1986 году и кабриолет вернулся… Было построено 358 180 экземпляров. В 1990 году на основе C4 построили первый Corvette ZR1, оснащённый 375-сильным V8 модели L98 с алюминиевыми головками блоков, разработанным в содружестве с компанией Lotus. Распредвалы (по два на блок) находились в головке, а на каждый цилиндр было по 4 клапана. Вот уж совсем нетипично для «американца»! Также в 1996 году была выпущена лимитированная серия Chevrolet Corvette C4 Grand Sport, названная так в честь одноимённой модели 1963 года. Было выпущено всего 810 экземпляров.
C5 (1997—2004)
С 1997 года Corvette обрёл тот облик, в котором и известен большинству. Модель С5, разработанная инженером Дэйвом Хиллом и дизайнером Джоном Каффаро, получила новую платформу — подвески на поперечных карбоновых рессорах, кузов типа монокок на мощном пространственном каркасе, отнесённую к задней оси по схеме transaxle 6-ступенчатую КПП Tremec T56. Интересной особенностью новой платформы является конструкция пола монокока, представляющая собой своеобразный «сэндвич» из двух слоёв металла, между которыми зажата пластина бальсового дерева. Бальс великолепно поглощает вибрации, долговечен и очень прочен, что и послужило причиной его выбора для новой платформы. Стандартная версия оснащалась мотором V8 объёмом 5,7 л о 345 силах, а версия Z06 — таким же, но 385-сильным. Также Z06 отличалась схемами подвесок — были использованы алюминиевые пружинные, и силовым каркасом кузова. Было построено 247 851 С5-х Corvette в кузовах купе и кабриолет. Для гонок серий FIA GT и ALMS на базе C5 в версии Z06 строилась машина класса GT1 — Chevrolet Corvette C5.R.
C6 (2005—2010)
На автосалоне в Детройте в январе 2004 года представлен суперсовременный Corvette C6 с кузовами купе и кабриолет. Построенный на обновлённой платформе модели С5, имеющий те же подвески, ту же схему с отнесённой назад коробкой передач, С6-й получил новейший мотор объёмом 6,2 л, развивающий огромную мощность и крутящий момент — 437 л. с. и 585 Нм! В 2008 году модель получила улучшенную трансмиссию, выхлопную систему, новые цвета кузова, виды колёсных дисков и улучшенную отделку интерьера. На его базе были созданы несколько модификаций — «заряженный» Corvette Z06. Эту версию отличает широкое использование алюминия в силовых элементах кокпита, алюминиевые же классические пружинные подвески, а также мощнейший 505-сильный семилитровый «движок» LS7; созданный на его основе гоночный Corvette C6.R, надежда и опора марки Chevrolet в серии ALMS и гонках FIA GT. Машина построена частной командой Pratt&Miller, оснащена модифицированным мотором от Z06 и отличается исключительной надёжностью. Последнее качество позволило ей с 2005 года выиграть гонку в Ле-Мане аж пять раз!;экстремальный Corvette ZR1, оснащённый мощнейшим компрессорным 6.2-литровым мотором, развивающим невиданные 638 л. с. Цена этого монстра в США составит 103 000 $ (сравните с 49 000 $ за «просто» С6-й Corvette). Все три машины просто великолепны, правда?
Единственным недостатком современных моделей Corvette является повышенный шум заднего дифференциала (в силу его конструкции). В данный момент клуб Corvette в Объединённых Арабских Эмиратах совместно с компанией ХАДО проводит испытания Corvette Z06 с целью устранить шум.
Майк Коннор Моторной Тенденции сказал, что следующее поколение Корветов не будет дебютировать вплоть до 2012. Коннор указал, что исполнитель GM Боб Латз одобрил середину машинного дизайна для C7, чтобы более легко осуществить дезактивацию цилиндра, но компания прекратила считать должным высоко перепроектировать затраты. Концерн объявил о своём намерении представить в апреле 2012 года Corvette C7 2013 модельного года. Корвет С7 получит переднемоторную компоновку, и будет выполнен из карбона, алюминия и магния, а дизайн унаследует от концепт-кара Stingray, который General Motors представила в начале года на моторшоу в Чикаго. С7 получит новый мотор, вероятнее всего меньшего объёма чем у предшественника. Новый двигатель на С7 возможно будет работать в паре с роботизированной коробкой передач. Водитель сам сможет выбирать уровень мощности и расхода топлива двигателя, а также оценивать своё водительское мастерство по данным продвинутой телеметрии. В качестве двигателя Corvette был выбран CTS-V LSA. GM хочет взять Corvette - один из немногих американских брендов, не участвующий в дисконтной системе отдела глобального рынка, сопровождающих Кадиллак в салонах Европы, Азии и Австралии. Усложняет картину принятие в США Корпоративного топливно-экономического мандата о ограничении затрат топлива до 35 галлонов на 100 миль к 2020 году. В зависимости от этого мандата, есть реальный шанс, что C7 вообще не выйдет в свет.
В мае 2007, Боб Латз заявил, что он нисколько не оппозиционно настроен к идее относительно седана Корвета. Это следовало бы в шагах Porsche 970 Panamera, Aston Martin Rapide и Lamborghini Estoque. [16] В последующих заявлениях однако, Латз сказал, что это утверждение было сделано просто как опция, как пример пути, что Chevrolet рассматривает (считает) все возможности в течение процесса дизайна.
Согласно исследованию Ассоциацией Рынка Оборудования Специальности и Experian Автомобильный, с 2009, было приблизительно 750 000 Корветов всех образцовых лет, зарегистрированных в Соединённых Штатах. Владельцы корвета были справедливо одинаково распределены по всей стране, с самой высокой плотностью в Мичигане (3.47 в 1000 резидентов) и самую низкую плотность в Штате Юта, Миссиссипи, и Гавайях (1.66, 1.63, и 1.53 регистрации в 1000 резидентов). 47 % из них держат выпускники колледжей (значительно выше общенационального среднего числа 27 %), и 82 % — между возрастами 40 и 69 (срединный возраст, являющийся 53). [20]