Chevrolet Nova — компактный автомобиль, выпускавшийся в США подразделением корпорации GM Chevrolet с 1962 по 1979 год.
До 1969 года базовая модель называлась Chevrolet Chevy II, а как Chevy II Nova обозначалась одной из топовых комплектаций. В Канаде эта модель продавалась под брендом Pontiac — изначально как Pontiac Acadian, а в семидесятых годах — как Pontiac Ventura II.
В модельном ряду автомобилей Chevrolet этот автомобиль занимал позицию компактной модели начального уровня, хотя отдельные модификации позиционировались как «люкс» или «muscle-cars».
На протяжении своего выпуска модель неоднократно была модернизирована, несколько раз менялся кузов, но все выпущенные под этим названием автомобили объединяла технологическая преемственность.
Так же с 1985 по 1988 год под этим названием в США продавалась Toyota Corolla местной сборки.
Первое поколение выпускалось относительно долго — с 1962 по 1967 годы, с фэйслифтом в 1966 году. Стандартными были рядный четырёхцилиндровый двигатель Super-Thrift рабочим объёмом 153 c.i./2,5 литра, 90 л.с., или шестицилиндровый Hi-Thrift объёмом 194 c.i./3,2 литра — 120 л.с.
Модель выпускалась в комплектациях: Chevy II 100, Chevy II 300 и Chevy II Nova 400. Были доступны кузова: двухдверное купе (хардтоп), двухдверный седан, четырёхдверный седан, двухдверный универсал с двумя рядами сидений, четырёхдверный универсал с тремя рядами сидений, конвертибл (кабриолет).
Установка двигателей V8 штатно не предусматривалась, но размеры подкапотного пространства её позволяли, поэтому дилеры сами устанавливали различные восьмёрки. Коробка передач предалагалась в стандарте трёхскоростная механическая, с переключателем на рулевой колонке и полностью синхронизированными передачами переднего хода, за отдельные деньги была доступна двухступенчатая АКПП GM PowerGlide.
В 1963 году появилась версия SS — Super Sport, но она имела форсированый шестицилиндровый двигатель. Только на модели 1964 года стал доступен V8 заводской установки объёмом 283 c.i./4,64 литра и мощностью 195 л.с.
В 1965 году стал доступен ещё более крупный 327-кубовый (5,4 литра) V8 L79 с мощностью до 300 л.с.
В 1966 году старый кузов получил новые передок и корму. В 1967 году вновь ввденные федеральные законы заставили Chevrolet основательно поработать над безопасностью, как результат, стандартными стали двухконтурная система тормозов, безопасная энергопоглощающая рулевая колонка, мягкие травмобезопасные элементы салона, и как опция стали доступны дисковые передние тормоза. В список шестицилиндровых двигателей был добавлен 250-кубовый (4 литра).
Второе поколение, отличавшееся новым кузовом, увидело свет в 1968 году. Автомобиль имел ярко выраженный спортивный облик, напоминающий Chevrolet Camaro тех лет. В 1969 году название Chevy II было упразднено, теперь машина называлась просто Chevrolet Nova. В этом же году появились подголовники на передних сидениях, а замок зажигания был перенесён с панели приборов на рулевую колонку чтобы исключить травмирование колена ключом. Стали доступны мощные 350-кубовый (5,7 л) и 396-кубовый (6,4 л) восьмицилиндровые двигатели.
Начиная с 1971 года, следуя падению спроса на маленькие мощные автомобили, прекращается установка на Nova двигателей объёмом больше 5,7 литров. Прекращается и установка четырёхцилиндровых двигателей как не пользующихся спросом. Теперь доступны двигатели: 250-кубовая (4 л) шестёрка, 307-кубовый (5 л) и 350-кубовый (5,7 л) V8. Все двигатели были приспособлены для работы на неэтилированом топливе путём снижения степени сжатия, соответственно, снизилась мощность.
В 1973 году впервые появился кузов трёхдверный хетчбэк, а бампера стали соответствовать новым федеральным законам и выдерживать столкновение на скорости до 5 миль в час. В 1974 появилась трёхступенчатая автоматическая коробка Turbo-Hydramatic (до этого ставилась только двухступенчатая PowerGlide), из V8 остался только 350-кубовый. Только в 1974 году на Nova станавливалось любопытное устройство, которое не позволяло завести двигатель, пока не будет застегнут ремень безопасности водителя, но оно вскоре оказалось под правительственным запретом, так как «ограничивало свободу выбора для водителя». Появляется люковая версия Nova Custom, а спортивный пакет SS свёлся к набору внешнего обвеса и стал доступен с любым типом двигателя. Это был последний год «мускулистого» кузова шестидесятых годов.
В 1975 году машина была в очередной раз модернизирована, получила видоизменённый, более квадратный, кузов (в стиле нового флагмана подразделения Chevrolet Caprice) и новую переднюю подвеску. Появилось множество люксовых модификаций — Custom, LN, Concours.
На базе платформы Nova этого поколения создавали свои компакты все подразделения GM, даже Cadillac использовал её как основу для компакта категории люкс Cadillac Seville с 1975 года.
С 1977 года был возвращён более экономичный четырёхцилиндровый 2,5-литровый мотор (отличный от устанавливавшегося в 1960-е, новый двигатель был позаимствован у коммерческих автомобилей GM и назывался Iron Duke). Последним изменением стали квадратные фары — это произошло в 1979 году, ставшем для модели последним. В 1979 году Nova уступила место новой модели Chevrolet Citation, которая была уже совсем другим автомобилем.
С 1982 по 1988 год в США под маркой Chevrolet Nova выпускался переднеприводный японский автомобиль Toyota Corolla / Toyota Sprinter. Этот автомобиль не имел никакого отношения к оригинальному Nova, кроме названия и положения в модельном ряду.
В Канаде Nova продавался одно время как Pontiac Acadian, но по причинам, совершенно не связанным с явлением «лингвистического шока», а просто в рамках ребрендинга, — также, как, например, автомобили другого подразделения той же самой корпорации GM — Opel — в Англии традиционно продаются под более известным там брендом Vauxhall, а в Австралии — под местной маркой Holden; на рынках же, где более известен был бренд Buick, некоторые модели «Опеля» продавались и под ним. Сегодня на рынке России под брендом Chevrolet продаются преимущественно модели корейского происхождения, исходно нёсшие бренд Daewoo, заработавший во многих странах дурную репутацию производителя устаревших некачественных автомобилей, а в России ассоциирующийся с моделями более низкой ценовой группы вроде «Матиза» и «Нексии», что и повлекло за собой переименование. Так что переименование моделей под конкретный рынок по самым разным причинам вообще было и остаётся стандартной практикой, и далеко не только для GM.