Ford Falcon — американский компактный автомобиль, выпускавшийся подразделением Ford корпорации Ford Motor Company с 1960 по 1969 год.
На базе модели «Falcon» выпускался пикап Ford Ranchero (1960-66) и пассажирская версия микроавтобуса Ford Econoline, получившая название Ford Falcon Van (1961-67). Кроме того, в 1962 году на основе модели Ford Falcon был разработан несколько более крупный среднеразмерный автомобиль Ford Fairlane.
Все автомобили «Falcon» североамериканского производства представляли собой одну модель, выпускавшуюся с серьёзными модернизациями в течение ряда лет.
Также производились в Канаде, Австралии, Мексике, Чили и Аргентине.
Не очень большой «Фолкэн» вмещал 6 человек (благодаря дивану спереди). Предлагались кузова типа двух- и четырёхдверный седан, двух- (редко, до 1966 года) и четырехдверный универсал, двухдверный хардтоп (до 1966 года), кабриолет (до 1966 года) и пикап (назывался Ranchero и был формально отдельной моделью, с 1967 года выпускался на базе более крупного Ford Fairlane), микроавтобус (разделял с седаном мехнику, но имел мало общего в дизайне).
В Канаду машина экспортировалась под название Frontenac с видоизменённым внешним оформлением, но только в 1960 году, позднее — как Falcon.
Более дорогая и хорошо оформленная модификация выпускалась под маркой Mercury как модель Mercury Comet, имела улучшенную отделку салона и более вычурную внешность с плавниками на корме. Первоначально это была модель марки Edsel, но эта марка оказалась «мертворожденной» и в 1961 году выпуск «Эдсэлов» прекратили, а «Комета» пошла в серию сначала как просто «Comet» без указания марки (но продавалась и обслуживалась эта машина через дилерскую сеть «Меркьюри»), а потом стала Mercury и формально. После 1965 модельного года Mercury Comet перешла на класс выше и стала среднеразмерным автомобилем на технической базе модели Ford Fairlane.
Ford Falcon первого поколения — так называемый Round Body Falcon — выпускался без особых изменений с 1960 по 1963 годы.
В 1961 модельном году в ассортимент двигателей был добавлен расточенный 2,8-литровый I6 — 101 л.с., с февраля 1963 года стал доступен и небольшой восьмицилидровый V8 (4,36 л.).
В 1962 году появилась комплектация «Futura», включавшая в себя опциональные раздельные сидения спереди, улучшенное оформление интерьера и дополнительный блестящий декор.
С середины 1962 года, машина плучила почти плоское заднее стекло и заднюю стойку крыши более традиционной формы, до этого она была в виде усеченного треугольника, а стекло — очень выпуклым (т. н. «bubble-window» — «окно-пузырь»).
Это поколение модели оказалось самым коммерчески успешным из всех компактных автомобилей, представленных в начале 1960-х годов. Цена составляла в 1960 году от $1912 за двухдверный седан до $2287 за четырёхдверный универсал. Пикап Ranchero стоил $1862.
Второе поколение — Square Body Falcon — выпускалось в 1964-65 годах. При обновленном внешнем виде, мало отличалось от предыдущего по механике.
На базе «Фолкэна» 1963 года был создан Ford Mustang, который, унаследовав от своего предка техническую основу и оборудование салона, получил яркий, привлекательный и запоминающийся псевдоспортивный внешний облик, который гарантировал успех среди молодёжи.
Следующее (и последнее) поколение «Фолкэна» — Mustang-styled Body Falcon — находилось в производстве дольше всех прочих — с 1966 по 1970 гг.
Этот автомобиль уже сильно отличался по концепции от изначального (при в основном той же технологической начинке), приобрёл подчеркнуто-молодёжную ориентацию, дизайн в стиле «long-hood/short-deck» («длинный-капот/короткий-багажник»), приземистый профиль с заниженной крышей, увеличенную колесную базу и линию боковины «coke-bottle» с изломом в районе задней стойки крыши, по форме такая боковина напоминала бутылку Coca-Cola, хотя на «Фолкэне» это было выражено слабо.
Исчезли все типы кузовов, кроме двух- и четырёхдверных седанов и четырёхдверного универсала. Варианты двухдверного седана носили фирменные обозначения «club coupe» и «spots coupe» и внешне имитировали хардтоп — рамки дверей имели хромированные накладки и полностью скрывали центральную стойку кузова. Утилитарные же модели — многие модели универсалов и (с 1967 года) все пикапы — были переведены на платформу более крупного среднеразмерного Ford Fairlane. На машины этого поколения ставились действительно мощные двигатели V8, заимствованные у того же «Мустанга».
Стоимость в 1966 году составляла от $2060 за двухдверный седан до $2553 за универсал в комплектации Futura, плюс опции.
Однако, падение к 1970-м годам интереса к компактным и молодёжным автомобилям и увеличение интереса к более крупным и роскошным, а также неспособность старого кузова удовлетворять новым федеральным требованиям по безопасности, вызвали прекращение производства модели «Falcon».
Последней моделью стала т. н. «модель 1970 года», которая производилась с декабря 1969 по 1 января 1970. Выпускавшийся недолгое время после этого так называемый «Falcon 1970 1/2» был уже совершенно другим автомобилем на платформе среднеразмерного Ford Fairlane/Torino, отражая тенденцию американских автомобилей к укрупнению.
Настоящей же заменой «Фолкэна» стал компактный Ford Maveric с кузовом «хетчбэк», принадлежащий к совершенно иному поколению североамериканских автомобилей.